МОУ СОШ № 22 г.Твери
8 (4822) 34-26-29
info@ruseckaya.ru

Урок-исследование «Чудеса Лукоморья»

Сайт учителя русского языка и литературы Русецкой Н. В.

Оценочный лист по теме «Чудеса Лукоморья» (скачать)

Таблица исследователя (скачать)

А.С.Пушкин ЧУДЕСА ЛУКОМОРЬЯ (скачать)

Русецкая Наталия Викторовна,
учитель русского языка и литературы,
МОУ СОШ №22, г. Тверь
Конспект урока
Предмет: Литература
Класс: 5
Тема урока: «Чудеса Лукоморья» (А. С. Пушкин «Руслан и Людмила»)
Базовый учебник:
Бунеев Р.Н., Бунеева Е. В. Литература. Учебник. 5класс. Книга2. М., 2014
Цель урока:
Изучить, как сказочные сюжеты нашли отражение в прологе А. С. Пушкина к поэме «Руслан и Людмила» и какова их роль.
Сформировать нравственно-эстетические представления в ходе выявления идеи финала пролога.
Задачи урока:
Развить навыки выразительного чтения, лексической работы, работы с учебником и иллюстрациями.
Планируемые результаты:
Личностные: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков в процессе исследовательской работы;
Метапредметные результаты
Познавательные: изучение и анализ лирического произведения.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Регулятивные: самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока. исследование Прогнозировать, контролировать, оценивать собственную работу и работу учащихся.
Предметные: познакомить с прологом к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила», как с особым литературным жанром, способствовать развитию речи обучающихся.
поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.

Тип урока: Урок-исследование.
Формы работы учащихся: Самостоятельная, индивидуальная, фронтальная, работа в группах, проектная деятельность
Используемые технологии, активные формы обучения: кейс-технология
Техническое обеспечение урока: Компьютер, интерактивная доска (презентация к уроку).
Структура и ход урока

п/п Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Время (в мин.)
1 Организацион-ный Приветствие. Проверка готовности к уроку.
2
2 Актуализация знаний 1. Мотивация к познавательной деятельности.
-Кто знает, какой сегодня день?
Именно учёба в Лицее сформировала Пушкина как поэта.
Этот день считается неофициальным, но общепризнанным праздником русской культуры. И мы с вами отметим праздник, посвятив А. С. Пушкину урок-исследование.

2. Блиц-опрос:
1)Назовите годы жизни А. С. Пушкина.
2)К какому роду принадлежал А. С. Пушкин?
3)Кем были его родители?
4)Кто был основателем фамилии матери Пушкина?
5) Каким образом Пушкин впервые приобщился к литературе?
6)Кого поэт считал «кладезем русской народности»?
7)Какие сказки вы можете назвать?
19 октября 1811 года состоялось торжественное открытие Императорского (Царскосельского) Лицея, где учился «гений русской поэзии» А. С. Пушкин.

2. Работа в группах (побеждает группа, набравшая больше всего баллов (жетонов)). 8
3 Операционно-исполнительский этап 1. Постановка проблемы:
а) создание проблемной ситуации;
Ещё одним оригинальным произведением, в котором черты волшебной сказки пересекаются с реальными историческими событиями, являетя поэма «Руслан и Людмила» .
Пушкину было 20 лет, когда он окончил свою поэму «Руслан и Людмила». Он начал ее в Царскосельском лицее и продолжал в Петербурге, когда закончил своё обучение в Лицее.
Сюжет поэмы – сказочный, в нем всё дышит молодостью и здоровьем, печальное не печально, а страшное не страшно, потому что печаль легко превращается в радость, страшное становится смешным.
Похищение невесты, поиски её, мотив соперничества, пребывание героини в заколдованном царстве, совершение подвигов во время её спасения, счастливый конец – всё это похоже на сказку. Но по ходу повествования внутри сюжета происходит постоянное столкновение сказочного и самого обыденного, фантастического и бытового. Колдунья оказывается не только злой, но и жалкой старухой, свирепый чародей Черномор – немощным стариком.
Торжество правды над коварством, злобой и насилием – вот содержание поэмы. «Руслан и Людмила» — в первую очередь сказка, с обычным в сказках резким противопоставлением добрых и злых персонажей и со счастливой развязкой.
Переиздавая в 1828 году поэму, Пушкин присоединил к ней пролог, где подчеркнул сказочную ее сторону.
— В чем заключается сказочная сторона пролога?
б) постановка проблемы исследования;
— В чем заключается сказочная сторона пролога?

2. Определите тему урока- исследования.
3. Формулирование цели исследования.

4. Выдвижение гипотезы
— Что такое Лукоморье?

5. Как будем искать ответ на вопрос?
6. Составление плана исследования.

7. «Открытие» детьми новых знаний. Проверка гипотезы.
А)Словарная работа
— Что такое пролог?

б) Выразительное чтение пролога

в)Работа с текстом
— Какие персонажи русских народных сказок действуют в отрывке?
(Кот-Баюн, Леший, Русалка, невиданный звери, богатырь) О некотрых из них мы потробно поговорим.
— Назовите сказки, в которых действуют эти персонажи. Что вам запомнилось более всего в этих сказках?
(«Иван-Царевич и Серый волк», «Сказка о царе Салтане…»)
— Какой картиной начинается пролог. Как вы её себе представляете?
– Объясните значения слов неведомый, видение, витязь, чредой, пленяет, чахнуть.
— Что такое дол?
(Дол ( устар.). То же, что долина).
— Почему автор не употребляет, например, слово долина?
(Таинственность).
— Как понимаете выражение «царевна тужит»?
— Подберите синонимы к слову «тужить»
(грустить, тосковать, печалиться, горевать, кручиниться, плакать.)

Г) Сообщения учащихся. Проверка гипотезы.

— Что такое Лукоморье? Отмечено ли сегодня это место на карте? Что послужило источником ?

— А что же явилось источником для поэта в создании сюжета о сказочном дубе?

— Какая роль отведена «Коту ученому» в прологе? Что хотел подчеркнуть А. С. Пушкин, используя данный образ?

— Кто такой Леший в Лукоморье?

— В каких произведениях уже встречались с такими героями?
— Какой вывод сделаем?

Г) Лексическая работа.
— Что такое эпитеты?
— Выпишите (найдите) из текста эпитеты и определите, с какой целью они использованы. В каких произведениях встречаются такие эпитеты?
— Почему автор употребляет не слово золотая, а говорит «златая»цепь?
— Какое ещё слово в первых шести строках звучит необычно, кажется старинным, редким?
— Понятия «ассонанс» и аллитерация».

— С какой целью автор использует приёмы звукописи?
— Какой смысл приобретают финальные строчки пролога? 25мин.

«У лукоморья дуб зелёный…» — вступление (пролог) к поэме «Руслан и Людмила», в котором нашли отражение многие сказочные сюжеты.

2.«Чудеса Лукоморья»
3.Изучить сказочные сюжеты, а также определить роль изобразительно-выразительных средств в повествовании.
4. Предположения детей (должен прозвучать ответ, что Лукоморье- это сказочное, а может и реальное место со своими жителями)

6. План
1)Лукоморье
2)Кот ученый
3) Дуб
4)Леший
( Взаимопроверка)
7.А) ПРОЛОГ, –а, м. Вступительная часть литературного, театрального или музыкального произведения. П. к роману.

Б) Чтение наизусть
В) Поэтапное заполнение таблицы исследователя.

Работа со словарем.

Г) Поэтапное заполнение таблицы исследователя. Формулирование выводов.
— Лукоморьем названа территория Северного Приазовья. Иными словами – излучина между нижним течением Днепра и Азовским морем.
— Дуб – символ «мирового древа»

— «Кот ученый» — это усмиренный и облагороженный вариант кота Баюна.
— Леший- это лесная нечисть, полноправный хозяин леса.
Лукоморье – это реально существующее место. Пушкин превратил его в сказочное, волшебное. Это мир необычный и забавный, странный и чудесный. Здесь вымысел сочетается с обыденным и привычным. Здесь все происходит легко и просто (вывод формулируют ученики)..
Г)Самостоятельная работа.

— фронтальная работа

— Работа в группах
1гр-(«Всё ходит по цепи кругом…») – какой звук здесь повторяется постоянно во всех словах?
2гр.- («Избушка там на курьих ножках…»)
3гр. — «Стоит без окон, без дверей…»

4 Оценочно – рефлексивный этап — Справились мы с задачей, поставленной на уроке?
— Пригодятся ли вам новые знания, полученные сегодня на уроке?
— Оцените лучшее выступление учащихся. Оцените свою работу

Работа с оценочным листом.
5мин
5 Домашнее задание 1. Пролог наизусть.
2. Кто такие Кащей бессмертный, баба Яга и
русалка? (работа по группам)
3. Дополнительное задание:
составить кроссворд по сказкам
Пушкина
(или рисованный фильм ) 5мин

Список литературы

1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е. В. Литература. Учебник. 5класс. Книга2. М., 2014
2. Маранцман В. Г. Изучение творчества А. С. Пушкина в школе. На пути к А. С. Пушкину: пособие для учителя и учащихся в 2-х ч. М., 1999
3. Соловьева Ф. Е. Рабочая тетрадь к учебнику «Литература 5класс» В. Г. Меркина. М., 2012
4. Тыркова — Вильямс А. В. Жизнь Пушкина. Т.1,2. М., 2010
5. Черных О. Г. Практикум по литературе. 5 класс. М., 2011

Top