МОУ СОШ № 22 г.Твери
8 (4822) 34-26-29
info@ruseckaya.ru

Урок с кейс-методом. 125-летие Цветаевой

Сайт учителя русского языка и литературы Русецкой Н. В.

Скачать «Кейсы»

Скачать «Презентацию к уроку»

Газета (фото). Смотреть

Русецкая Наталия Викторовна,

учитель русского языка и литературы,

МОУ СОШ №22, г. Тверь

Конспект урока

Предмет:

     Литература.

Класс: 9.

Тема урока:

     «…Раз голос тебе, поэт, дан, остальное – взято»:

литературный вечер, посвященный 125-летию со Дня рождения М. И. Цветаевой.

Базовый учебник:

     Коровина В. Я. Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч.2 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. — М. «Просвещение», 2016.

Цель урока:

  • изучить основные особенности художественного мира поэтессы; показать исключительность чувств лирической героини в поэзии М. И. Цветаевой
  • расширить кругозор ученика.

Задачи урока:

  • показать своеобразие поэтического мира М. И. Цветаевой, основные темы и проблемы творчества, новаторство поэзии; совершенствовать навык анализа лирического текста, навык монологической речи;
  • содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности; развитию осуществлять рефлексивную деятельность; развивать умения правильно обобщать данные и делать выводы;
  • содействовать формированию патриотических чувств.

Планируемые результаты:

Личностные:

     реализовать возможность монологического выступления;

     владеть навыком работы в группе на основе принципов взаимоуважения, поддержки;

     добиваться результата при ограниченном времени.

Познавательные:

     анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев.

Коммуникативные:

     учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Регулятивные:

     самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; планировать пути достижения целей.

Предметные:

      понимать ключевые проблемы произведения, их связь с эпохой написания;

      анализировать поэтические тексты, понимать и формулировать тему и идею произведения, давать характеристику литературного героя;

      владеть элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения.

Тип урока:

      урок открытия новых знаний.

 Формы работы учащихся:

     самостоятельная, индивидуальная, фронтальная, работа в группах, исследовательская деятельность.

Используемые технологии, активные формы обучения: кейс-технология

Техническое обеспечение урока:

     компьютер, интерактивная доска (презентация к уроку), литературная газета, подготовленная заранее учениками.

Структура и ход урока

 

п/п

Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся Время (в мин.)
1 Организацион-ный  Приветствие. Проверка готовности к уроку.

 

2
2 Мотивация учебной деятельности 1. Вступительное слово учителя.

-Кто знает, какой сегодня день?

— Жизнь посылает некоторым поэтам такую судьбу, которая с первых же шагов сознательного бытия ставит их в самые благоприятные условия для развития природного дара. Все в окружающей среде способствует скорому и полногласному утверждению жизненного пути. И пусть в дальнейшем этот путь сложится трудно, неблагополучно, а порой и трагически, его не изменить уже до конца. Такой была и судьба М. Цветаевой, яркого и значительного поэта первой половины 20 века. Ее имя неотделимо от истории отечественной поэзии.

 

2. Просмотр видеоролика (заранее готовит одна из групп) – звучит песня «Уж сколько их упало в эту бездну…» (Реквием) в исполнении А. Пугачевой, идут слайды с фото М. Цветаевой

1.Предположения учеников (ответы)

Сегодня мы отмечаем 125-летие со Дня рождения русской поэтессы М. И. Цветаевой.

2. Наблюдение

3
3 Актуализация знаний 1.Работа с эпиграфом

Кто создан из камня, кто создан из глины,

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело – измена, мне имя – Марина,

Я – бренная пена морская

— Что значит имя Марина?

— Какой вы представляете М. Цветаеву? Вглядитесь в ее портрет, попробуйте описать

2. Определение проблемы и темы урока

— Каковы же особенности поэтики М. И. Цветаевой? Это нам сегодня предстоит выяснить.

— Исходя из всего вышесказанного, сформулируйте тему урока.

1.Эвристическая беседа

— Обращение к кейсу I (домашнее задание – просмотр кинофрагмента «Исторические хроники»).

— Выступления спикеров от каждой группы «Биография поэтессы».

2.Ответы учеников

 

 

 

 

 

 

 

 

3
4 Работа с текстом 1.Работа в группах:

   1)Анализ стихотворения «Кто создан из камня, кто создан из глины…»

а) Выразительное чтение;

б) беседа (учитель задает вопросы по содержанию, затем обращение к кейсу. В ходе беседы необходимо выявить основные особенности поэтики М. И. Цветаевой):

— Какая традиционная тема заявлена в стихотворении? (тема поэта и толпы – вызов и противостояние всему миру; 1-я особенность).

Каковы главные приметы лирической героини?

— Кто противопоставлен поэту?

— Как понимаете слова «Мне дело измена»?

— Поясните значение строк «Я – бренная пена морская».

— В чем же конфликт? (конфликт в самой героине: она изменчива, непостоянна, противоречива. Индивидуальность- 2-я особенность поэтики).

— Определите суть эпитета «высокая пена морская»

— Как создается неповторимая поэтическая интонация?

— Какие значения включает в себя этот образ?

— Какой вывод вы сформулировали?

  2)Анализ стихотворения «Красною кистью рябина зажглась…»

а) Прослушивание песни в исполнении Ж. Рождественской и ансамбля «Бумеранг».

б) Беседа

— Что вам кажется необычным в построении стихотворения?

— Почему автор придает стихотворению именно такую форму?

— Как нужно читать это стихотворение? Попробуйте…

— Чему Цветаева отдает предпочтение в организации стихотворной речи?

(Сложный ритм – 3-я особенность).

— Почему именно рябина стала символом судьбы Цветаевой?

(тема Родины – 4-я особенность).

— Что означают слова «красною кистью» — «падали листья»?

(Метафора.  Для поэтессы – начало жизни, т.к. родилась осенью.  Также возникает ассоциация со смертью) – языковые средства – 4-я особенность.

    3)Анализ стихотворения «Идешь, на меня похожий…»

   а)Вступительное слово учителя.

— Поэзию М. И. Цветаевой нельзя соотнести ни с одним из литературных направлений. Она изучала французскую поэзию в Париже, была знакома со многими поэтами-современниками, но ее собственный поэтический голос был индивидуален, чтобы влиться в какое-то литературное течение.

б) Выразительное чтение стихотворения наизусть.

в) Беседа

— Что позволяет говорить об отразившемся в стихотворении жизнелюбии его автора?

— Стихотворение обращено к «прохожему». Каков смысл этого обращения, место и роль в стихотворении этого образа?

— Какую особенность поэтики Цветаевой можно выделить?

(философские мотивы – 5-я особенность).

4)Анализ стихотворения «Мне нравится, что вы больны не мной…»

   а)Вступительное слово учителя

— Любовная лирика (6-я особенность) поэтессы М. И. Цветаевой по праву считается одним из бесценных открытий русской литературы «серебряного века». Эти стихи отличаются особой мелодичностью (7-я особенность), что позволяет взглянуть на автора совершенно в ином ракурсе и найти ответы на многие вопросы. Многие стихи превратились в песни. Одним из таких является «Мне нравится, что вы больны не мной…»

б) Прослушивание романса «Мне нравится…» (муз. М. А. Таривердиева) в исполнении А. Пугачевой (или исполнение под гитару учениками).

в) Беседа

— О чем стихотворение?

— Что можете сказать о лирическом герое, а может, героях?

— Какова интонация?

— Как герой относится к нежным чувствам лирической героини?

— Каково настроение? Почему так считаете?

— В чем основной смысл стихотворения?

— Почему герои не могут быть вместе?

— Можно ли утверждать, что человек, к которому обращены эти стихи, вызывает в поэтессе «тайный жар»?

— Какой вывод сформулируете?

г) Какие еще произведения М. И. Цветаевой стали романсами?

 

1.Работа с кейсом II (см. Приложение1):

   1)погружение в совместную деятельность (раздаются кейсы, дополнительные материалы для работы)

1 группа – «Кто создан из камня, кто создан из глины…»;

2 группа – «Красною кистью рябина зажглась…»;

3 группа – «Идешь, на меня похожий…»;

4 группа – «Мне нравится, что вы больны не мной…»

   2)организация совместной деятельности

(назначаются спикеры, которые будут представлять решение группы)

   3)анализ совместной деятельности:

1группа – лирическая героиня индивидуальна, одинока, т.к. ее душа противостоит всему миру, всему плотскому, постоянному. Но при этом она уверена в себе.

2 группа.

В народном творчестве рябина, наряду с березой, является поэтическим символом России. Тема рябины проходит через все творчество Цветаевой, как символ русской души, верности, ощущение Родины и большой любви к Родине.

В преддверии 1917 г. и Октябрьской революции упоминание красного цвета не случайно, намекает на трагические события в жизни Цветаевой и всей России.

3 группа

Стихотворение написано 3мая в 1913 году в Коктебеле. В нем поэт выражает свои размышления о вечности, о жизни и смерти. Призыв М. Цветаевой – важно жить, в полной мере наслаждаться сегодняшним днем, но в то же время не забывать о вечных, непреходящих ценностях.

4 группа

«Мне нравится, что вы больны не мной…» — психологический этюд о соприкосновении с любовью. Обращено к М. А. Минцу, впоследствии мужу сестры Цветаевой, Анастасии (хотя долгое время биографы М. И. Цветаевой не могли найти ответ на вопрос- кому посвящены эти строки. Ответ дала сасма сестра в 1980г.). В строчках чувствуется нежность и сожаление, что любовь была так близко и прошла мимо. Возможно, героиня скрывает свою жажду любви от самой себя.

30
5 Оценочно – рефлексивный этап 1.Каков художественный мир поэтессы?

2. Оцените свою работу на уроке.

3. Придумайте синквейн на тему «Марина Цветаева». Главная цель: в стихотворении должно найти отражение ваше личное восприятие образа поэтессы и отношение к ее творчеству.

 

1.Составление схемы (Спикер от каждой группы записывает особенности поэтики М. И. Цветаевой. Слова не должны повторяться. Затем проверка.

2. Самооценивание

 

 

5
6 Домашнее задание Творческое задание.

— Пусть синквейн, который вы только что написали, будет визитной карточкой, эпиграфом к вашему заданию:

— Напишите мини-сочинение на тему «Мое первое знакомство с поэзией М. Цветаевой».

2

Список литературы

  1. Гаспаров М. Л. О русской поэзии. – СПб. «Азбука», 2001.
  2. Коровина В. Я. Литература. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч.2 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. — М. «Просвещение», 2016.
  3. Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы / Е. Л. Ерохина, Н. Л. Карнаух. – М. «Дрофа», 2004.
  4. Поэтика художественного текста на уроках литературы: Сб. ст. / под ред. О. Ю. Богданова. – М., 1997.
  5. Швейцер В. А. Марина Цветаева. – М. «Молодая гвардия», 2007.
Top