МОУ СОШ № 22 г.Твери
8 (4822) 34-26-29
info@ruseckaya.ru

Открытый урок. Н. С. Гумилев (технология продуктивного чтения)

Сайт учителя русского языка и литературы Русецкой Н. В.

Русецкая Наталия Викторовна,

учитель русского языка и литературы,

МОУ СОШ №22, г. Тверь

Конспект урока

Предмет:

литература

Класс: 5

Тема урока:

Н. С. Гумилев «На полярных морях и на южных…»

Тип урока:

урок открытия новых знаний

Базовый учебник:

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература. 5 класс. Книга1. М., 2014

Цель урока:

изучить особенности стихотворения Н. С. Гумилева «На полярных морях и на южных…»

Задачи урока:

— на основе анализа видеофрагмента, дополнительной литературы, интернет-ресурсов сформировать представление о личности поэта

— на примере стихотворения показать своеобразие поэтического мира Н. С. Гумилева;

-содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности, развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

— формировать эмоционально-оценочное отношение к прочитанному;

— формировать восприятие текста как произведения искусства.

Метапредметные результаты

Познавательные УУД:

-формировать и развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности;

самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации;

— Пользоваться изучающим, ознакомительным и просмотровым видами чтения;

— излагать содержание прочитанного текста;

— объяснять явления, процессы, выявляемые в ходе исследования;

— использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации.

Коммуникативные УУД:

— учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

— формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

— задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;

— оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учетом речевой ситуации;

— высказывать и обосновывать собственную точку зрения.

Регулятивные УУД:

-уметь формулировать цель и тему урока;

-прогнозировать возможные ситуации;

— уметь оценивать собственную работу на уроке и работу товарищей.

Предметные:

Знать. Основные биографические сведения о жизни поэта. Элементарную литературоведческую терминологию при анализе литературного произведения.

Уметь.

— отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;- создавать устные монологические высказывания;

— понимать ключевые проблемы произведения;

— анализировать поэтический текст, понимать и формулировать тему и идею произведения, давать характеристику лирического героя (героини), определять авторскую позицию;

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, в парах, самостоятельная, эвристическая беседа.

Методы обучения:

метод постановки проблемы, метод поиска решений, исследовательский метод.

Технология работы:

Продуктивное чтение.

Техническое обеспечение урока:

Компьютер, интерактивная доска.

Структура и ход урока

Дидакти

ческая структура урока

Деятельность

учителя

Деятельность

обучающихся

Время
1.Оргмомент Приветствие. Проверка готовности к уроку. Приветствие. 1 мин.
2. Актуализация знаний 1. Слово учителя

— Какое произведение открывает раздел учебника?

— Кто его автор?

— Опираясь на заголовок и иллюстрацию, попробуйте предположить, о чем пойдет речь в данном стихотворении?

 

 

 

— Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

1. Беседа

 

 

 

 

Героями являются капитаны (об этом нам говорит заголовок), на иллюстрации изображен корабль в море, поэтому можно предположить, что в стихотворении речь пойдет о плавании, возможно опасном.

 

 

10мин
3. Работа с текстом

А)до чтения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б)во время чтения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В)после чтения

1. Работа с портретом

— С творчеством Н. Гумилева мы встречаемся впервые.

— Для того, чтобы понять произведение, необходимо узнать основные факты из жизни Н.С. Гумилева и изучить историю произведения.

Вглядитесь в  портрет поэта и попробуйте его описать:

— Предположите, о чем он думает, что хочет сказать нам с вами?

— Что это за человек?

2. Просмотр видеофрагмента («Исторические хроники»- 2мин.- образ поэта)

(учитель комментирует)

— Какой вывод сделаем?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— Так возникли образы, которые легли в основу стихотворения «На полярных морях и на южных», о котором мы сегодня подробно и поговорим.

3. История создания стихотворения

— Существует 2 версии написания стихотворения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Чтение стихотворения «про себя»

— Что увидели, услышали, почувствовали?

— О чем это стихотворение?

— В каком темпе следует читать это стихотворение?

— На сколько частей можно разделить стихотворение? (на 3). Зачитайте.

5. Словарная работа

На что вы обратили внимание как грамотные читатели?

6.Комментированное чтение

— Давайте прочитаем текст и попробуем вместе с автором окунуться в мир приключений, путешествий.

— О чем говорится в 1 части?

На полярных морях и на южных,

— Какими автор рисует моря?

(Белый и ярко-синий цвета.)

 

По изгибам зелёных зыбей,

-Что такое зыбь?

(Лёгкая рябь на водной поверхности, а также слабое волнообразное колебание верхушек растений на большом пространстве).

— Какого цвета зыбь?

(Зелёный цвет.)

— Какое слово заставляет обратить на себя особое внимание?

(изгибам зыбей).

— Почему?

(используется не в прямом, а в переносном значении).

— Что мы представляем ?

(изогнутую, запутанную, может даже коварную дорогу).

— Этот приём, когда слова используются в переносном значении называется метафора (скрытое сравнение).

                

Меж базальтовых скал и жемчужных

— Найдите в учебнике значение слова «базальтовых».

— Какого цвета скалы?

(Чёрные и белый с перламутровыми переливами.)

— Какие приёмы использует автор?

(противопоставление— черный и белый; эпитет- жемчужные скалы(жемчужных скал не бывает, жемчуг добывают иным способом).

 

Шелестят паруса кораблей.

— Какую информацию мы можем извлечь из данного предложения?

(Паруса обычно шелестят, когда ловят ветер при смене галса, то есть лавируют, подставляя ветру то правый, то левый борт. И скалы, и зыбь достаточно опасны для мореплавателя).

 

— Каким Н. Гумилев нарисовал в первой строфе путь? (красивым, но опасным, который сможет преодолеть только отважный и сильный человек).

— Каков сюжет второй части?

Быстрокрылых ведут капитаны,

— Какое слово здесь самое красивое, рисует определенный образ?

— Какой это прием?

(Корабли получают эпитет «быстрокрылые».)

              

Открыватели новых земель,

— На что намекает поэт своему читателю?

(Поэт дает своим героям характеристику: это не просто капитаны – первооткрыватели.)

 

Для кого не страшны ураганы,

Кто изведал мальстрёмы и мель…

(Мальстрём, или  Мальстрим, – водоворот в Норвежском море у северо-западного побережья Норвегии. Для деревянных судов XVIIXIX веков представлял существенную опасность. Предания приписывали ему мистические свойства.

   Здесь это просто водовороты без названия.)

 

— Во второй строфе поэт вводит конкретные образы. Какие? (капитанов)

 

Чья не пылью изодранных хартий, –

(Хартия – соглашение. То есть не люди, просидевшие всю жизнь над бумагами, а первооткрыватели, на практике постигающие истины бытия.)

 

Солью моря пропитана грудь,

— Что в этой строке необычное?

(Автор  сопоставляет(сравнивает) с солью земли – это метафора.)

 

Кто иглой на разорванной карте

(Опять-таки противопоставление: разорванная бумага и игла – сшивает карту – делает мир целостным.)

Отмечает свой дерзостный путь.

— При чем тут «игла» и «разорванная карта»?

(Это- противопоставление: разорванная бумага и игла – сшивает карту – делает мир целостным.)

— Что значит «дерзостный путь»? (коварный, трудный).

Это…- эпитет.

 

— Итак, какими видит события автор в третьей строфе?

(Отважные моряки, не останавливаясь ни перед какими преградами , идут к поставленной цели).

И, взойдя на трепещущий мостик,

— Есть ли в данном предложении тропы?

(«трепещущий мостик», что в данном случае означает сильное волнение, шторм).

 

Вспоминает покинутый порт,

Отряхая ударами трости

— О каких исторических фактах говорит поэт?

(Мода на трости появилась в конце XVII века. Трости носили все офицеры эпохи рококо. Таким образом, приблизительная датировка – XVIII век.)

 

Клочья пены с высоких ботфорт.

— Слово «ботфорты» является устаревшим и означает…(Высокие сапоги.), хотя сегодня это слово опять набирает свою силу и входит в активное использование.

 

Или, бунт на борту обнаружив,

Из-за пояса рвёт пистолет,

Пистолет за поясом – также достаточно древняя традиция. Кобуры как таковой раньше не было, не считая специальных кармашков в седельных сумках. Пистолеты были кремнёвыми, требовали бережного отношения и заряжались непосредственно перед боем.

— Можно ли рвать пистолет?

— Почему поэт не написал вынуть, достать пистолет?

(При помощи сильного преувеличения мы можем более образно, наглядно представить, нарисовать портрет капитана того времени).

Как называется приём чрезмерного преувеличения? (гипербола).

— В следующих двух строках найдите метафору.

 

Так, что сыпется золото с кружев

— Что подразумевает автор? (позолота).

С розоватых брабантских манжет.

Брабантские кружева, или брабантские манжеты, производись во Фландрии, в местечках Брабанта, копировали брюссельские, но были погрубее. Получили широкое распространение именно в эпоху рококо. Розоватый цвет получили ото льна, который произрастал в окрестностях Брабанта. Таким образом, ботфорты, брабантские манжеты, трость, кремнёвый пистолет – всё относит нас к романтической эпохе XVIII – начала XIX веков, когда капитаны были великой кастой, уходящей на открытие новых берегов. В те времена, когда море возвращало один корабль из трёх, быть капитаном означало быть бесстрашным человеком.

 

— Сформулируйте мини-вывод по четвертой и пятой строфам.

(Н. С. Гумилев словесно и точно рисует портрет капитана к.18- н.19веков)

 

Пусть безумствует море и хлещет,

— Прочитайте, какие слова помогают оживить предметы?

— Как море может безумствовать?

(Когда корабль попадает в сильный шторм, брызги буквально исхлёстывают надстройки, а у рулевого руки, держащие штурвал, теряют чувствительность, лицо немеет.)

— Как называется такой литературный приём? (олицетворение).

 

Гребни волн поднялись в небеса, –

Когда корабль проваливается в яму, кажется, что волны достигают неба. И опять это прием… метафора(гребни как у птицы, поднялись в небо как птицы).

 

Ни один пред грозой не трепещет,

— Обратите внимание, в каком значении (прямом или переносном) использовано слово «трепещет»?

(В переносном:  Трепещет мостик, а люди стоят твёрдо- это метафора. )

 

Ни один не свернёт паруса.

— Что имеет ввиду автор?

(Имеется в виду, что при сильном ветре берут рифы: первый, второй и так далее. То есть приспускают парус и привязывают часть к поперечине, чтобы уменьшить его площадь, таким образом снижается опасность лишиться мачт или быть разбитым о скалы. Если свернуть паруса вовсе, корабль будет неуправляемым.)

                           

— В чем хочет убедить нас поэт в шестой строфе?

(В этих строках мы видим характер капитана- отвага, бесстрашие, целеустремленность.

— Каков сюжет 3 части?

             Разве трусам даны эти руки,

Этот острый, уверенный взгляд,

Что умеет на вражьи фелуки

Фелуки — лёгкое парусное судно, его очень любили пираты, происхождение – Средиземное море.)

Неожиданно бросить фрегат,

От птицы «фрегат» – трёхмачтовый корабль, как правило, имеющий одну батарейную палубу (или две – открытую и закрытую), выполняющий сторожевые, разведывательные, охранные функции. Охранял караваны, дежурил на торговых путях, ходил в разведывательные рейды. Работал самостоятельно в отличие от линейных (воюющих в строю) кораблей. То есть в данном случае неожиданно бросить на вражьи фелуки фрегат – значит броситься на защиту других судов, на которые нападают пираты.)

Меткой пулей, острогой железной

Настигать исполинских китов

И приметить в ночи многозвёздной

Охранительный свет маяков?

— Как понимаете последнюю строчку?

(То есть разобраться, найти настоящий свет на фоне множества звёзд.)

7. Работа с таблицей исследователя

— Посмотрите на первую колонку. Какую цветовую палитру мы видим в стихотворении «Капитаны»?

— — У каждого поэта определённый цвет что-то обозначает, символичен и взят им не просто так.

— Попробуем разобраться, что символизирует определённый цвет у Николая Гумилёва.

— Посмотрите внимательно, какие цвета и оттенки преобладают?

(Яркие и спокойные. Из темных только базальтовый- черный. Но он не предвещает ничего страшного).

— Какой цвет здесь главный?

(Ярко- синий. Обратите внимание не просто синий, а слово «ярко» выделяет слово «синий»).

— Почему?

(Море- это главная стихия для  Гумилёва. Чаще всего оно недосягаемо для лирического героя. К нему он может устремить только свою мечту о свободе и душевном равновесии).

— Какие цвета отнесём к «романтичным»?

(Золотой, жёлтый, розовый- цвета, в которые окрашена романтическая мечта поэта).

– При работе над лирическим произведением мы знакомились с разными средствами художественной выразительности. Какие средства выразительности использовал Гумилёв, описывая капитанов и их приключения?

— Посмотрите на вторую колонку.

— Для чего нужны цветопись и тропы?

— Если убрать их из текста, что получится?

— Что произойдет с образом капитана?

8. Выразительное чтение стихотворения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.    Словесное рисование

 

 

 

 

 

2.    Просмотр видеофрагмента и формулирование вывода

Ещё мальчиком он заинтересовался географией и мечтал о далёких путешествиях, рассматривая карты и слушая рассказы своего отца – корабельного врача. Он зачитывался приключенческими книгами о далёких странах и отважных путешественниках, играл с друзьями в индейцев и ковбоев, пиратов и капитанов. Это человек, любящий приключения.

 

 

 

 

3.    Сообщение (2 ученика)

1-я версия.

Если верить Алексею Николаевичу Толстому, то своё стихотворение Гумилев написал в июне 1909года, не выходя из комнаты.

 

2-я версия.

В 1909 г. поэт гостил у Максимилиана Волошина в Коктебеле, где встретил свою давнюю знакомую, поэтессу Елизавету Дмитриеву. Между ними вспыхнул роман, что вызвало бурю негодования со стороны Волошина, также питавшего к поэтессе нежные чувства. В итоге спор решали через дуэль, во время которого, к счастью, никто не пострадал. Но само событие стало достоянием общественности, в результате чего Е. Дмитриева срочно покинула Коктебель, отказавшись иметь что-либо общее со своими поклонниками.

Однако еще до конфликта между литераторами, Гумилев задумал написать большую поэму, посвященную мореплавателям. Е. Дмитриева вызвалась помочь и совместно они создали вступительную часть поэмы. А из-за последующих событий, поэма так и не была закончена, превратившись в романтическое стихотворение, посвященное отважным покорителям морских широт. Ими поэт искренне восхищался, считая, что моряки —  самые смелые люди, ведь им не страшны шторма и мели, пираты.

4.    Чтение стихотворения «про себя», беседа

5. работа с толковым словарем по группам.

Стихотворение красивое, но в нем много непонятных слов.

6. Чтение вслух по строфам (учащимися).

Одновременно учащиеся работают с таблицей исследователя:

-Какие краски использовал поэт?

— Какие средства выразительности использовал поэт?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7. проверка заполненной таблицы исследователя

белый (жемчужный) и черный (базальтовый), ярко-синий, зелёный, розоватый, золотой (позолота, желтый).

Самопроверка

 

 

— Эпитет, метафора, противопоставление, гипербола, олицетворение.

Взаимопроверка

 

25мин
4. Подведение итогов — Какие же они капитаны?

 

 

 

 

— Что Н. Гумилева роднит с его героями?

(Г. Иванов писал: «…Гумилев твердо считал, что право называться поэтом принадлежит тому, кто не только в стихах, но и в жизни стремится быть лучшим, первым, идущим впереди остальных».

Кластер (работа по группам):

Первооткрыватели, бесстрашные, смелые, герои….

 

5мин
5. Домашнее задание — описать (или изобразить) образ капитана конца 18-начала 19 в.в. из прочитанного стихотворения. 3мин
6.Рефлексия — Что нового узнали?

— Что поняли хорошо?

— Что было непонятно? (ответы на 2 последних вопроса графические)

1мин.

Список литературы

  1. Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В. Литература. Учебник. 5класс. Книга1. М.,2014.
  2. Гумилев Н. С. Избранное. М., 2011
  3. Дубровская В. В. Литературоведение: Поэтический мир. М. – Берлин, 2016.
  4. Захарова А.В., Боцманова М.Э. Особенности рефлексии как психического новообразования в учебной деятельности.- М., 2006.
  5. Кузьмина С. Ф. История русской литературы 20 века: Поэзия серебряного века. М., 2009.
  6. Русские поэты 20 века / под ред. Н. М. Малыгиной. М., 2018.
  7. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе —  М., 1996.

Top