МОУ СОШ № 22 г.Твери
8 (4822) 34-26-29
info@ruseckaya.ru

Открытый муниципальный урок Пастернак (ПДО)

Сайт учителя русского языка и литературы Русецкой Н. В.

Домашнее задание

КАРТОЧКА №1 — Проблемная ситуация

КАРТОЧКА №2 соответствие худож.ср-ва

КАРТОЧКА №3. Работа с ассоциациями

Презентация к уроку

Сообщение З. Н. Нейгауз

Фото (смотреть)

Русецкая Наталия Викторовна,

учитель русского языка и литературы,

МОУ СОШ №22, г. Тверь

Конспект урока

Предмет:

литература

Класс: 6

Тема урока:

«Все начинается с любви…»

Художественный мир Б. Л. Пастернака (на примере стихотворения «Никого не будет в доме»).

Тип урока:

урок открытия новых знаний

Базовый учебник:

Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литература. 6 класс. Книга3. М., 2014

Цель урока:

изучить особенности стихотворения Б. Л. Пастернака «Никого не будет в доме».

Задачи урока:

— на основе анализа видеофрагмента, дополнительной литературы, интернет-ресурсов сформировать представление о личности Б. Л. Пастернака;

— показать своеобразие поэтического мира Б. Л. Пастернака;

— совершенствовать навык анализа лирического текста;

-содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности, развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность.

Планируемые результаты

Личностные результаты:

— иметь ориентировку на нравственно-этическое содержание поступков и событий лирического героя;

— добиваться результата при ограниченном времени.

Метапредметные результаты

Познавательные УУД:

-формирование и развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов, жанров; понимать и формулировать тему, идею произведения;

— объяснять явления, процессы, выявляемые в ходе исследования;

— использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации.

Коммуникативные УУД:

— общение со взрослыми и сверстниками;

— учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

— формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Регулятивные УУД:

-уметь формулировать цель и тему урока;

-прогнозировать возможные ситуации;

— уметь оценивать собственную работу на уроке и работу товарищей.

Предметные:

Знать. Элементарную литературоведческую терминологию при анализе литературного произведения.

Уметь.

— отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту;

— создавать устные монологические высказывания;

— понимать ключевые проблемы произведения, связь литературного произведения с эпохой его написания;

— анализировать поэтический текст, понимать и формулировать тему и идею произведения, давать характеристику лирического героя (героини), определять авторскую позицию;

Формы организации познавательной деятельности учащихся: индивидуальная, в парах, самостоятельная, эвристическая беседа.

Методы обучения:

метод постановки проблемы (подводящий к теме диалог), метод поиска решений (подводящий от проблемы диалог), исследовательский метод.

Технология работы:

проблемно-диалогическое обучение.

Техническое обеспечение урока:

Компьютер, интерактивная доска.

Структура и ход урока

Дидактическая структура урока Деятельность учителя Деятельность

обучающихся

Время
1.Оргмомент Приветствие. Проверка готовности к уроку. Приветствие. 1 мин.
2.Актуализа

ция знаний

1.Слово учителя.

— Что такое антология?

— Имена каких авторов мы включили в нашу с вами «поэтическую антологию»?

 

 

 

 

 

2.Работа по карточкам

— Кто является автором следующих строк? Заполните вторую часть таблицы, написав автора и название произведения.

 

 

 

 

 

 

 

3.Беседа

Кто выполнил задание без ошибок?

— Какие трудности возникли при выполнении задания?

 Как можно озаглавить данную таблицу?

(Если вопрос вызвал затруднение:

Что объединяет всех этих поэтов, в какое время они жили?).

— Как понимаете выражение «Серебряный век» русской поэзии?

— Какой языковой прием скрывается под самим названием «Серебряный век»?

(Метафора. То есть период, благоприятный для творчества, время расцвета государства).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— Имя какого писателя «Серебряного века»,  нам еще незнакомо?

— Сформулируйте тему сегодняшнего урока

(«Все начинается с любви…» — Художественный мир Б. Л. Пастернака – «Никого не будет в доме»).

1.Устный ответ

Антология (от греч. anthologia — собрание цветов) — сборник избранных литературно-художественных произведений разных авторов (чаще одной нации или объединенных одной темой).

2.Работа с таблицей

3. Взаимопроверка

1- В.В. Маяковский «А вы могли бы?..»;

2- А.А. Блок «Ты помнишь?..»;

3- Н.С. Гумилев «Жираф»;

4- Н.С. Гумилев «Капитаны»;

5- С.А. Есенин «Песнь о собаке»;

6- Б.Л. Пастернак «Никого не будет в доме».

 

 

 

 

 

3.«Поэты серебряного века».

 

 

 

 

 

«Серебряный век» русской поэзии – это период конца 19в.- начало 20в. Название этому периоду дано было по аналогии с золотым веком – так называли пушкинское время. Понятие «Серебряный век» характеризует «дух эпохи» — ярких индивидуальностей – в музыке, изобразительном искусстве, литературе. Люди чувствовали какую-то неудовлетворенность и ждали открытия чего-то нового.

 

Борис Леонидович Пастернак.

 

 

Записывают тему.

10мин.
3.Работа с текстом

А)до чтения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б) во время чтения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В)после чтения

1.Работа с эпиграфом

— В качестве эпиграфов возьмем строки из одноименных стихотворений Р. Рождественского и А. Дементьева.

— Как понимаете эти строки?

Как стихотворения Р. Рождественского и А. Дементьева связаны с темой урока?

2.Работа с портретом

— Для того, чтобы понять произведение, необходимо вдуматься в… (судьбу писателя) и знать … (историю произведения).

— Вглядитесь в портрет Б.Л. Пастернака и попробуйте его описать:

— Предположите, о чем он думает, что хочет сказать нам с вами?

— Что это за человек?

3.Просмотр видеофрагмента из к/ф «Раскованный голос»

(учитель комментирует).

— Какой вывод сделаем?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— Произведения Б. Л. Пастернака необычны, фантазия увлекает нас в таинственный, иногда не совсем понятный с первого взгляда мир.

И наша с вами задача проникнуть в этот мир, ответить на вопрос, который всегда волновал, волнует и будет волновать

(Каков художественный мир Б. Л. Пастернака?)

— Поможет ответить на этот вопрос анализ стихотворения «Никого не будет в доме».

4.Чтение стихотворения

— Стихи Пастернака нельзя читать молча, их обязательно нужно слышать, чтобы видеть. Послушайте внимательно стихотворение.

5.Беседа

— Какое настроение вызвало стихотворение? О чем стихотворение?

 

 

 

— Смог ли ученик передать всю выразительность стихотворения, состояние одиночества, некоей влюбленности?

(выставление оценки).

 

1.Комментированное чтение 1-й и 2-й строф

— На сколько частей можно разделить стихотворение?

— Обратимся к первым строчкам стихотворения:

Никого не будет в доме,

Кроме сумерек.

— Какую картину сразу представляем?

 

— Какие слова сразу помогают понять, что лирический герой одинок?

— В русском языке предлог «кроме» обычно произносится со слабым ударением. Для Пастернака он важен.

 

 

— Что наблюдаем дальше?                                     

                                         Один

Зимний день в сквозном проеме

Незадернутых гардин.

— Что такое гардины?

Только белых мокрых комьев

Быстрый промельк маховой.

— Как понимаете «промельк маховой»?

Только крыши, снег и, кроме

— Почему при прочтении здесь важно сделать паузу?

Крыш и снега,- никого.

— Сформулируйте вывод, какое настроение возникает после прочтения первой части?

 2.Комментированное чтение 3-й и 4-й строф

— О чем вторая смысловая часть?

— Прочитаем 3 и 4 строфы:

И опять зачертит иней,

— Как понимаете «зачертит иней»? (поэтическое описание снегопада)

И опять завертит мной

Прошлогоднее унынье

И дела зимы иной,

 

И опять кольнут доныне

Неотпущенной виной,

И окно по крестовине

Сдавит голод дровяной.

— Что значит «голод дровяной»?

(В трудные 30-е годы остро ощущалась нужда в дровах,и дом протапливался не настолько, чтобы освободиться от налета инея на внутренней поверхности окна).

— Как ответили на вопрос?

— Что помогает поэту сделать свой стих неповторимым, индивидуальным? (художественные средства).

— Что понимаем под словосочетанием «художественные средства»?

Вспомним основные тропы и стилистические фигуры, выполним задание на соответствие.

 3.Беседа

— В каких же изобразительно-выразительных средствах вышеназванные чувства лирического героя (переживания, вины, тоски) находят художественное воплощение?

— Какова роль таких повторов, как анафора?

 

4.Комментированное чтение 5-й строфы

— С какого слова начинается 5-я строфа?

(С противительного союза НО).

— Что хочет показать нам автор при помощи союза но? (противопоставленность предыдущей части: в 1-й части- «никого», а здесь –«нежданно» появляетсяобраз лирической героини, вошедшей в дом).

— Воспроизведите первые две строки:

Но неЖданно По ПоРтьеРе

ПРобеЖит втоРЖенья дРоЖь

— Какой прием использует автор? (метафора)

— Что еще вы заметили? (аллитерация – автор рисует новый образ при помощи звуков. Читатель не знает, кто идет, но понимает, что для лирического героя-этот человек дорог).

3-я и 4-я строки:

ТиШину Шагами меря,

Ты, как будуЩносТь войдеШь.

— И вновь … (аллитерация).

— Какие звуки повторяются?

— Что заставляют почувствовать сцепление похожих зауков ш,щ,т,ть?

 

5.Работа с ассоциациями (6-я строфа)

Что почувствовали при прочтении последней строфы? Почему?

— Кого рисует автор в последней строфе?

— Какой это образ?

— Какое слово указывает на неопределенность образа?

— Что сменяет грусть и тоску?

— Состоится ли встреча лирического героя с любимой? Докажите.

— Кроме того, какой цвет преобладает в этом стихотворении? Что это значит?

-Кому же посвящены эти строки? Какая она, прекрасная таинственная незнакомка?

6. — Вот ее портрет. Это Зинаида Николаевна Нейгауз. История стихотворения связана с именем этой женщины.

 

1.Повторение понятий «рифма», «ритм», «размер».

Вспомните, какие бывают стихотворные размеры и виды рифм.

— Определите размер и рифму стиха.

 

2.Прослушивание песни «Никого не будет в доме» (музыка Микаэля Таривердиева, исполняет Андрей Мягков)

— Стихотворение «Никого не будет в доме» стало вершиной любовной лирики после того, как в виде песни прозвучало в фильме Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!».

-Удалось ли композитору передать суть текста через музыку?

1.Чтение и обсуждение эпиграфов (строк из стихотворений Р. Рождественского и А. Дементьева).

 

 

-Возможно, стихотворение Б. Л. Пастернака тоже о любви…

 

 

2.Словесное рисование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Просмотр видеофрагмента, формулирование вывода

Пастернак вырос в удивительной семье, где все способствовало пробуждению к творчеству: родители – знаменитые художник и музыкант, общение с известными людьми, известными в то время. Но Пастернак не стал ни философом, ни художником, ни музыкантом. Он стал великим поэтом. А живопись и музыка органично вошли в ткань его стихов, слились воедино.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают вопрос.

 

 

 

 

 

4.Выразительное чтение стихотворения наизусть (1 ученик)

 

 

 

 

 

 

5.Беседа

Несмотря на то, что стихотворение об одиночестве, оно не создает настроения печального, в нем нет безысходности, тоски.

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Комментированное чтение 1-й и 2-й строф

— на две (1-я и 2-я строфы —  1 часть, остальные – 2 часть).

 

 

 

 

Видим дом, в котором никого нет. Сумерки. – Мотив одиночества.

— Дважды повторяется «никого», «один», «кроме».

В окне – мокрые комья снега, поэт смотрит на крыши за окном, тишина.

«Промельк маховой»- кратковременный взмах.

— Именно после паузы развертывается картина зимнего дня, где сочетаются неподвижность («только крыши, снег») и движение («быстрый промельк маховой»)

Вывод: первые две строфы создают унылое, грустное настроение.

2. Комментированное чтение 3-й и 4-й строф

А)В центре 3 и 4 строф – переживания героя. Воспоминания о прошлой зиме рождают чувства неотпущенной вины, тоски.

 

Художественные средства – это тропы, стилистические фигуры, звукопись, цветопись.

Б)Письменное задание «Найди соответствие».

В) Самопроверка.

3. Беседа

Метафора: «завертит мной», «кольнут виной», «голод дровяной»;

Анафора – 3 раза повторяется «И опять…»

 

Усиливают переживание, посетившее лирического героя, служат музыкальности, выразительности стихотворения.

 

4. Комментированное чтение 5-й строфы

 

 Мы словно замираем, прислушиваемся  к шагам.

5. Работа с ассоциациями в парах по заранее приготовленному плану.

1 ученик читает строфу

 

-Образ лирической героини.

— Образ неопределенный, лишен каких-либо конкретных очертаний.

 

-неопределенное местоимение «чем-то».

 

— Восторг, восхищение. Таким образом, в стихотворении не только мотив одиночества, но и любовный мотив.

 

— Не написано, состоялась ли встреча и какой она была. Скорее всего, состоится в будущем времени. На это указывают слова «Ты как будущность войдешь».

— Белый цвет здесь основной. У Пастернака – это символ чистоты, божественного начала, что опять же позволяет верить в доброе.

 

Предположения детей.

6. Сообщение о З. Н. Нейгауз.

  

1.Письменная работа

(1 ученик у доски)

  

Четырехстопный хорей с перекрестной рифмой.

  

2. Да, удалось. Композитор Микаэл Таривердиев написал музыку к более ста кинофильмам. Для него текст стоял на первом месте. Он должен был прочувствовать его, уловить ритм, затем воспроизвести. Музыка Таривердиева и текст Пастернака слились воедино. Сегодня, наверное, мы не можем представить какой-либо другой вариант. Эта композиция – одна из любимых у нас.

25 мин.
4.Подведе

ние итогов

1.Работа с эпиграфом

— Какой из эпиграфов, на ваш взгляд, ближе стихотворению Пастернака?

— Каковы же особенности лирики Пастернака?

2. «Незаконченное предложение»

Необычайность стихотворения заключается…

Читая стихотворение Б.Л. Пастернака «Никого не будет в доме», я почувствовал (а)…

1. Фронтальная работа

Кластер «Ромашка»

— мотив одиночества и тема любви;

— метафоричность;

— яркие образы, краски перешли из увлечения живописью;

— художественный мир стихов Пастернака проникнут музыкой;

 

2. Письменная работа

(2-3 ответа зачитываем)

5мин
5.Домашнее   задание 1.Стихотворение наизусть.

2.Заполнить таблицу

4мин.

Top